главная

аляскинский маламут

сибирский хаски

самоед

эскимосская лайка

гренландская собака

чукотская ездовая

ездовой спорт

выставки

читальный зал

забота о здоровье

книжная лавка

wallpaper

питомники СЕС

ссылки


 

на правах рекламы:

 


 

 

Подготовка ездовых собак

 

Правильное и быстрое обучение ездовых собак, в особенности подготовка передовых собак — вожаков, самостоятельно ведущих упряжку, имеет огромное значение для эффективного применения ездовых собак на полярных станциях и в экспедициях. Этой по существу несложной техникой должен владеть каждый полярник, в особенности тот, кому для выполнения своей работы придется ездить на собаках. Опыт показывает, что при знании основных принципов дрессировки, настойчивости и методическом их проведении и постоянной практической тренировке - выездить упряжку, с которой можно будет не бежать впереди собак, а спокойно сидеть на нарте, несложно и вполне возможно в 2—3 недели. Совершенно необходимо, помимо обучения собак основным специальным приемам работы, введение вспомогательных приемов, ускоряющих обучение основным командам и облегчающих управление упряжкой во время работы. Для работы ездовых собак в боевых условиях они обязательны, а условиях Арктики — крайне полезны, а иногда тоже совершенно необходимы, например безотказное выполнение команды «Лежать».

В некоторых приемах мы отошли от принятых единообразных жестов. Так, установленный жест команды «Ко мне»—подъем руки вбок до уровня плеча я опускание ее— мы заменили движением руки над головой, как более удобным и заметным в условиях Арктики.

 

Дрессировка ездовых собак состоит из вспомогательных и специальных приемов.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ:

а) подход к вожатому по команде «Ко мне» и жесту (сигналу);

б) стояние по команде «Стоять» для надевания и снимания упряжи;

в) прекращение нежелательных действий по команде «Нельзя» или «Фу»;

г) укладка по команде «Лежать» и жесту, выдержка в этом положении до 15—20 минут в отсутствие вожатого
 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ:

а) приучение собак упряжки друг к другу;

б) движение по команде «Вперед»;

в) обучение остановке по команде «Стой»;

г) обучение перемене направления по командам «Направо» и «Налево».

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ:

 

Подход (команда «Ко мне»); жест—движение руки над головой в сторону; сигналы — свист короткий, часто повторяющийся. Это самый важный прием в подготовке собак как служебных, так и охотничьих и ездовых.

Прежде всего, нужно отметить следующее: собака будет подходить к своему вожатому всегда и в любых условиях только в том случае, если она доверяет ему. Это достигается путем повседневного общения с собакой и ее кормления. Только этим вожатый может добиться от собаки полной привязанности к себе, которая выражается в беспредельной любви ее к человеку. Излишнее битье собак отнюдь не увеличит привязанности их к вожатому, а, наоборот, будет вызывать страх перед человеком, что, конечно, не может дать хороших результатов в использовании упряжки.

Приучение подходу может производиться индивидуально и с группой собак.

В первом случае, надев на собаку ошейник и прикрепив поводок длиной в 10 метров, вожатый дает возможность собаке отбежать от него. В это время он незаметно от нее вынимает из кармана какое-либо лакомство (небольшой кусок мяса, рыбы, хлеба), затем произносит в приказной интонации команду «Ко мне» и одновременно отбегает назад пятясь), в то же время не сильными рывками поводка заставляет собаку подбежать к нему. Как только собака направилась к вожатому, следует движение от нее ускорять, чем возбуждается желание скорей достигнуть вожатого. В это время необходимо поощрять собаку восклицанием «Хорошо» и повторять команду подзыва в ласковой интонации.

Как только собака подошла, ей следует немедленно дать лакомство и погладить, т. е. закрепить прием.

Повторяя таким образом подход несколько раз, можно в короткий срок (2—3 дня) установить у собаки привычку подходить к вожатому по команде. Обучение подзыву следует производить и во время кормления. Если собака находится на привязи, нужно произнести ее кличку, обратив ее внимание, показать ей издали знакомую посуду, из которой она ест, и попросить кого-либо отвязать собаку, затем произносить команду подзыва до тех пор, пока собака не подбежит и не начнет есть корм.

Проверкой, как закреплен прием, могут служить случаи, когда собака чем-либо отвлеклась, и в это время подозвать ее. Если собака подойдет к вожатому по первой команде, прием отработан и закреплен.

Нужно заметить, что у собак северных пород отвлечение, благодаря их стайному воспитанию и охотничьему инстинкту, будет гораздо сильнее, чем у собак, воспитывающихся индивидуально.

Групповой подзыв следует рекомендовать только тогда, когда собаки упряжки приучены друг к другу. К этому способу обучения подзыву следует прибегать во время кормежки, и так же, как а при обучения, подзыву одной собаки. Вначале следует обучать 2—3 собак, а затем и всю упряжку, причем необходимо чередовать выпуск собак к вожатому.

Обучение подходу по жесту следует производить после того, как собака (собаки) начнет подходить по команде подзыва.

Для этого Предварительно нужно позвать собаку (собак) по кличке и, произнося команду подзыва, одновременно помахивать вытянутой рукой над головой, а когда собака (собаки) подбежит, прием закрепить лакомством.

В последующем команду подзыва произносить не следует, а, назвав собак по кличкам, если они смотрят в сторону от вожатого, подать только один жест и своими движениями (отход от собак) вызвать у них стремление догнать вожатого.

Тренировку в выполнении этого приема следует производить по-разному: стоя, лежа, будучи видимым и невидимым для собак, используя то команду, то жест, то свист.

Обучение подхода по свисту производится точно так же, как и по команде «Ко мне».

 

Стояние (команда «Стоять»). Поставив собаку около себя с левой стороны, вожатый, обхватывая левой рукой собаку под живот с наружной стороны, правой коротко держа поводок, прикрепленный к ошейнику, не давая этим ей лечь или сесть, произносит команду «Стоять». Как только собака будет стоять спокойно, левая рука убирается, а вожатый поощряет собаку восклицанием «Хорошо» и закрепляет прием лакомством.

Тренировка в выполнения приема производится во время надевания упряжи, а также во время остановки после движения. В последнем случае, остановив собак, вожатый произносит команду «Стоять», затем подходит к собакам и поглаживает их. Чтобы собаки не тронулись с места, вожатый должен оставить на установке помощника, а обязанность которого входит торможение установки в случае, если собаки стронутся с места.

Каждую собаку, пытающуюся стронуться с места, вожатый заставляет принять положение «стоять», используя вышеприведенный способ.

 

Прекращение нежелательных действий (команда «Нельзя» или «Фу»). Этот прием крайне необходим как на фронте, так и в мирном использовании ездовых собак, работа которых заключается в движении группой, так как собаки часто отвлекаются мелкими и крупными животными, пытаясь догнать и схватить их. Этот инстинкт преследования, так сильно выраженный у северных собак, часто приводит к большим неприятностям — нарты переворачиваются, ломаются, портится груз, люди иногда получают увечья.

Обучать этому приему следует сразу небольшую группу собак, запряженных а установку (не более четырех).
Место для дрессировки выбирается с учетом характера и возбудимости собак, а также их привязанности к вожатому. Заметив, что собаки чем-либо отвлеклись и бросились к объекту отвлечения, вожатый, тормозя установку, произносит угрожающе-запрещающую команду и ударом хлыста прекращает нежелательное действие собак.

Надо следить за тем, чтобы удары приходились по крупу и вдоль спины. Ударять хлыстом по голове, животу и груди запрещается. Чем сильнее отвлечение, тем сильнее и строже должна быть интонация запрещающей команды и принуждение (удар хлыстом). Отработав прием у упряжки по частям, обучение производят со всей упряжкой. Обучение приему облегчается тем, что в период приучения собак в упряжке друг к другу они уже познакомились с командой запрещения.

При отвлечении во время движения вожатый может использовать после команды запрещения, как только собаки хоть не надолго прекратят нежелательное действие, и команду «Вперед», заставляя таким образом собак отбежать от объекта отвлечении.

Каждому работающему с ездовыми собаками нужно помнить, что чем лучше к прочней закреплена команда запрещения, тем легче управлять упряжкой, тем безопаснее будет езда, и вожатый избегнет ряда неприятностей, которые возможны, если упряжка недисциплинированна.

 

Укладка и выдержка в этом положении (команда «Лежать»), жест—поднятая вверх и резко опущенная вниз рука; сигнал — протяжный свист. Обучение этому приему производится после того, как у собаки отработаются приемы подзыва и стояния, когда они сдружатся между собой и приучатся к упряжи, а также будут обучены тянуть установку на небольшое расстояние.

Укладка собак может быть произвольной, но обязательно в направлении движения и с поднятой головой, так чтобы собаки имели большой обзор перед собой.

Обучая собак укладке, вожатый может пользоваться следующим способом. В установку запрягаются не более двух собак, затем вожатый встает около собак с левой стороны и поворачивается к ним. Произнося команду «Лежать», он заставляет собак лечь, беря сначала одну, а затем другую за передние лапы правой рукой, и вытягивает их вперед; левой рукой он в это время нажимает на спину собаки.

Всякая попытка встать прекращается нажимом на спину и одновременно произношением команды в угрожающем тоне. Выполнение приема закрепляется дачей лакомства и поглаживанием. Нужно следить за тем, чтобы собаки не изменяли положения, когда вожатый достает лакомство. Вынимать его из кармана нужно незаметно для них, иначе собаки, у которых прием не закреплен, всегда будут стараться встать и получить скорее лакомый кусок.

При закреплении приема необходимо требовать, чтобы собаки ложились исключительно в направлении движения и не поворачивались назад или в сторону.

Выработав прием у собак попарно, приступают к обучению приему всей упряжки. С молодыми ездовыми собаками этим можно заниматься на месте, т. е. около помещения, где они содержатся, или после пробега во время остановок. Во время остановок обучение укладке всей упряжки следует производить после того, как собаки утомятся. Свежие и недостаточно дисциплинированные молодые собаки перед пробегом всегда будут рваться вперед, поэтому в этих условиях прием трудно отработать. Собаки в этом случае бывают сильно возбуждены предстоящим пробегом, а неопытный вожатый, желая заставить собак лежать, может прибегнуть к сильным принуждениям (удары хлыстом), что будет влиять на привязанность собак к нему.

Отработав укладку всей упряжки в непосредственной близости, приступают к выработке выдержки в положении «лежать». С этой целью вожатый, уложив собак (сначала не более трех-четырех), отходит от них на незначительное расстояние (3—5 метров) в направлении движения. Отходя от собак, вожатый проверяет команду «Лежать», следя за тем, чтобы ни одна из собак не изменила положения. Отход от собак вожатый производит лицом к ним, с тем чтобы лучше наблюдать за поведением собак. Постепенно направление отхода вожатого может измениться в стороны, назад от упряжки и, наконец, в укрытия, т. е. вожатый скрывается из поля зрения собак.

При каждом отходе от упряжки необходимо неослабное наблюдение вожатого за собаками, любое движение одной или нескольких собак, изменяющее положение, немедленно должно пресекаться вожатым, который, произнося команду «Лежать» в соответствующей интонации, требует от собак принять нужное положение. Если собаки (собака) не исполняют команды или стронутся с места, вожатый быстро подходит, заставляет их лечь и возвращает их на место, с которого ушла упряжка, произнося команду «На место», поддергивая за упряжь тех собак, которые нарушили выдержку.

Для удобства обучения и в зависимости от подготовленности собак для обучения выдержке упряжку можно разделить на 2—3 части. Как правило, закрепление приема производится путем подхода вожатого к собакам, во время которого он произносит ласково команду «Лежать» и, подойдя, поглаживает собак и дает каждой из них лакомство. Давая лакомство или поглаживая собак, а также во время подхода, вожатый следит за тем, чтобы собаки не изменяли положения, в противном случае они будут вскакивать или подбегать к нему. Подзывать собак к себе во время выдержки в положении «лежать» следует лишь после того, как будет прочно закреплена выдержка у всей упряжки.

Всякий раз при срыве упряжки с места без команды подзыва или подхода вожатого к собакам следует упряжку возвратить к месту первоначального нахождения, произнося в угрожающей интонации команду «На место» и подергивая за упряжь нарушителя. Кроме укладки на месте, собак упряжки следует обучать укладке во время движения, когда вожатый, двигаясь впереди или сбоку упряжки, ляжет сам. Этому приему следует обучать уже после того, как у всех собак упряжка будет выработана и закреплена укладка на месте.

Начиная обучение, вожатому следует вначале двигаться с левой стороны установки, в которую для удобства подготовки запрягают 3—4 собак. Ложась, вожатый одновременно произносит команду укладки и тормозит движение собак поводком 9м, привязанным за потяг или постромки между обеими парами собак, и заставляет их лечь. В последующем обучении количество собак в упряжке увеличивается, место вожатого изменяется, причем команда укладки может и не произноситься, так как положение, принимаемое вожатым, будет являться для собак сигналом к укладке.

Обучение укладке по жесту и свисту следует производить, как только собаки будут выполнять этот прием по команде. Для этого, запрягая упряжку частями (по 3—4 собаки), вожатый совместно с командой подает жест, как только собаки лягут. Прием закрепляется поглаживанием и лакомством. После нескольких повторений команда укладки не произносится, а подается один жест. Если собаки лягут, можно быть уверенным, что прием на жест выработан. Точно таким же образом собаки обучаются укладке на свист.

Выполнение укладки по месту необходимо в тех случаях, когда вожатому нельзя вставать себя звуком. Особенно часто этим приемом пользовались вожатые-санитары на фронте в непосредственной близости от противника. Этот же прием будет необходим промышленникам-охотникам при скрадывании зверя, когда нужно будет оставить собак на месте, не выдавая звуком своего присутствия.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

 

Приучение ездовых собак друг к другу. Этот прием необходим прежде всего для сколачивания упряжки в одно целое, где все собаки относятся друг к другу дружелюбно. Нет ничего хуже, как сварливая, вечно рычащая друг на друга упряжка ездовых собак. Если в сплоченной, подобранной и дружной упряжке драки редкость, то в упряжке, где собаки не доверяют одна другой, драки происходят ежедневно, причем возникают они беспричинно. Хорошо, если драка случится на месте содержания собак; но если это случится в пути, причем далеко от базы и от покусов выйдут из строя несколько собак, то это уже неприятность, и большая.

Отрабатывать этот прием можно двумя способами. В одном случае берут двух самых драчливых собак я подводят одну к другой. Вожатые, которые ведут собак, следят за их поведением, и как только одна из собак проявит агрессивность по отношению к другой или это сделают обе, немедленно следует запрещающая команда, подкрепляемая ударом хлыста. Тем вожатым, собаки у которых ведут себя агрессивно, следует несколько раз повторить прием. На следующий день вожатые поверяют собак таким же образом.

Всякое агрессивное намерение одной или обеих собак должно немедленно пресекаться. Наказывается сильнее та собака, которая являлась зачинщиком попыток к драке. Так, приучаются все собаки упряжки, а затем приучение отрабатывается во время запряжки собак в установку и во время обучения движению.

Второй рекомендуемый способ приучения собак друг к другу заключается в следующем.

Отобранных попарно для упряжки собак запрягают в установку двое вожатых. Вся процедура приучения похожа на приучение собак вне запряжки. Отобрав одну пару, приступают к следующей, и так, начиная с головной пары собак, доходят до коренных.

Нужно заметить, что драки у многих ездовых собак особенно часты именно перед началом движения, т. е. тотчас же после запряжки всех собак. Поэтому, запрягая уже приученных попарно собак, вожатому следует быть все время настороже, чтобы в самом зародыше прекратить назревающую драку.

Практически приучение одновременно всех собак упряжки ничем не отличается от приучения собак одной пары, но следует усилить наблюдение за собаками, особенно в самом начале движения, так как, стараясь догнать одна другую, собаки в это время особенно возбудимы и, следовательно, драчливы. В этих случаях следует обязательно работать двум вожатым. Один из них сидит на установке и тормозит движение тормозом, другой с хлыстом, в зависимости от необходимости, может находиться на установке, или бежать около нее, или быть около собак. Как только заметят, что собаки проявляют драчливость (рычание, вздыбленная шерсть на холке, прижатые назад уши, настороженное поведение), следует немедленно в угрожающем тоне произнести запрещающую команду и подкрепить ее ударом хлыста по той собаке, которая наиболее агрессивно вела себя или которая является зачинщиком драки.

Если с самого начала обучения не добиться дружелюбного отношения между собаками в упряжке, эта упряжка принесет много хлопот вожатому в работе с ней. Частые драки будут задерживать движение, и вожатый не может быть уверенным, что, отойдя от упряжки, он, вернувшись, найдет всех собак целыми и здоровыми.

Последним и самым лучшим способом приучения ездовых собак Друг к другу является их совместное содержание в одном огороженном дворе без привязи, по типу содержания гончих. Однако во время кормежек надо следить, чтобы более сильные и нахальные собаки не обижали других. Присутствие вожатого на кормежке упряжки обязательно. Лучше всего приучаются собаки друг к другу, когда они воспитываются вместе с щенячьего возраста.

Приучение собак, вводимых вновь в уже работающую упряжку, производится так же, как указано выше. Необходимо следить за поведением старых собак, так как они очень настороженно и неприязненно относятся к каждой новой собаке, попавшей в упряжку.

 

Движение (команда "вперед") и остановка (команда "стой").

Прежде чем приступить к подготовке собак, на каждую из них подгоняют по росту упряжь (шлейку, ошейник). Особенно обращается внимание нa то, чтобы грудной ремень находился точно посредине передней части груди. Поднятый к шее грудной ремень затрудняет дыхание, так как давит на область дыхательного горла; спущенный ниже передней части груди ремень мешает движению собаки и вызывает потертости в сгибе локтевого сустава, что часто выводит собак из строя. Подбрюшный ремень должен свободно облегать корпус собаки в области поясницы; при затянутом подбрюшном ремне затрудняется дыхание.

После подгонки упряжи отобранных по парам собак запрягают в нарты не более шести сразу. Большее количество собак, не подготовленных к работе, будет путаться в упряжке, мешать одна другой и тем самым затруднять обучение. Запряжку производят соответственно рабочим качествам каждой пары. Более дисциплинированных собак следует запрягать впереди обучаемых собак. Собаки запрягаются в нарты следующим образом. Пристегивают шлейку задней части к вальку, а постромки шлеек передней пары к петлям шлеек задней пары собак (при шлеечной упряжке) или закрепляют. Чтобы собаки не расходились в стороны, их следует соединять между собой за ошейники тонким ремнем длиной в 30—40 сантиметров. Соединительные ремни  прикрепляются к потягу.

При шлеечной упряжке соединительные ремни длиной 20—25 сантиметров можно прикреплять между шлейками каждой пары собак.

Приступают к обучению молодых ездовых собак перевозке тяжестей тотчас же после запряжки. Лучше всего дрессировать собак двоим вожатым. В этом случае легче распутать собак в упряжке и прекратить возможные драки между ними. Облегчается также дрессировка собак и управление нартами.

Чтобы собаки побежали вперед и потянули нарты, один вожатый поощряет собак, показывает им лакомство, а затем отбегает по направлению движения, т.е. вперед, 30—50 шагов. Отбежав на это расстояние, вожатый произносит команду подзыва.

Второй вожатый находится около - упряжки и сдерживает собак в это время ремнем, привязанным к нартам, или держит собак за постромки или тягловые ремни, встав между или около одной из пар. Как только у собак обнаружится желание догнать уходящего, второй вожатый произносит команду «Вперед» и отпускает их, двигаясь около установки и не выпуская ремня. Повторять команду «Вперед» следует все время до тех пор, пока собаки не достигнут отбежавшего вожатого. Подбежавшую упряжку оба вожатых хвалят, собакам, которые недостаточно энергично тянули, дают больше лакомства, чтобы в дальнейшем вызвать у них больше желания двигаться быстрей к отбежавшему вожатому.

Упражнение повторяется до тех пор, пока собаки по команде «Вперед» не научатся тянуть нарты без подзыва со стороны уходящего. Затем обучение усложняется. Вожатый, отбегавший ранее, остается около упряжки и в момент начала движения осторожно садятся на установку, приучая таким образом собак к перевозке тяжестей.

Второй вожатый, произнося команду «Вперед», идет около нарт и, если он заметит, что собаки убавляют скорость движения или останавливаются, помогает стронуть нарты с места или ускорить ее движение ремнем, привязанным к перегородку установки, одновременно произнося команду «Вперед».

Нужно заметить, что часто повторяемый прием обучения движению за убегающим вожатым может выработать у собак нежелательную привычку тянуть сани только за ушедшим человеком. Поэтому необходимо чередовать упражнения в движении за уходящим с самостоятельным движением собак по направлению.

Отработав одну часть упряжки, приступают к обучению другой. В этот период нужно окончательно подобрать собак, запрягая в голову упряжки самых послушных, усердных, тянущих с желанием. Затем подбирать пары с таким расчетом, чтобы лучшие из них были ближе к передовым. Рекомендуется первоначальное обучение собак перевозке нарт производить на гладкой, укатанной дороге.

Приучив собак к движению и перевозке саней, приступают к обучению остановкам. Проехав 250—300 метров, вожатый тормозит нарты, упираясь ногами в землю, снег или используя какой-либо иной вид тормоза, и произносит протяжно команду «Стоп». Как только собаки остановятся, второй вожатый подходит к собакам и хвалит их, а сидящий на нартах продолжает тормозить, чтобы собаки не стронулись с места.

Обучение собак остановке двумя вожатыми преследует и другую цель, так как при остановке один из вожатых подходит к собакам, этим предупреждается запутывание собак в упряжке, оборачивание их назад, сворачивание в сторону.

Прием повторяется несколько раз до тех пор, пока у собаки не выработается привычка останавливаться по одной команде без продолжительного торможения.

Отработав у собак безотказность в выполнении команд «Вперед» и «Стой», для втягивания упряжки в перевозку нарт и тяжестей увеличивают дистанцию пробега до 15—25 километров. Увеличивать расстояние следует постепенно, учитывая физическое состояние собак и втянутость их в работу.

В это время следует передовых собак (вожаков) приучать приемам направления, т. е. поворотам. Достигнув определенного места, где необходимо сделать поворот, один из вожатых подходит к головным собакам и, отходя от них, произносит команду для поворота («Направо» или «Налево»), показывая направление вытянутой рукой в нужную сторону. Оставшийся на установке вожатый тормозит ее, не давая возможности собакам двигаться вперед. Как только вожаки повернутся в нужном направлении и вся упряжка пойдет за ними, следует прекратить торможение, дав возможность собакам пойти в другом направлении.

Если вожак не выполнят команду и не пойдут за вожатым, он быстро подходит к ним и, взяв их за соединительный ремень, повторяя команду поворота, легкими рывками направляет в нужную сторону.
Можно пользоваться обучением повороту и следующим образом. Вожатый подходит к головным собакам с противоположной стороны поворота и, произнося команду, показывает направление рукой и сталкивает собак в нужную сторону.

При обучении упряжки в 3—4 собаки следует пользоваться первым способом, только в этом случае обучает собак один вожатый.

Отрабатывая приемы, вожатый к собакам не подходит, а, оставив упряжку у места, где необходимо сделать поворот, командой и жестом требует от передовых собак изменить направление и, как только собаки повернут, подает команду «Вперед».

Обучение и тренировку поворотам производят по очереди, т. е. поворот направо, затем поворот налево, до тех пор, пока передовые собаки по одной лишь команде или жесту будут сами самостоятельно поворачивать и вести за собой всю упряжку. Установлено, что в хорошо подобранной и правильно обученной упряжке следующие за вожаком 1—2 пары собак быстро приучаются к выполнению поворотов, поэтому надо иметь в виду, что эти собаки могут быть при надобности использованы как передовые.

 

"Ездовое собаководство" Э.И.Шерешевский, П.А.Петряев, В.Г.Голубев

 

 


Design by Barinskaya Nataly ©  2008